tag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post3191268101170238531..comments2024-03-19T14:31:46.386+02:00Comments on Блог "Артефакт": 1-я Книга Федора. Файл 6-Аartefact-2007http://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comBlogger15125tag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-14251487760516223912023-01-01T15:38:24.608+02:002023-01-01T15:38:24.608+02:00"Трансформация человечества в космическую цив..."Трансформация человечества в космическую цивилизацию: короткий и беспрепятственный путь в космическую эру". (07.02.2020). https://thespaceway.info/space/4028-transformacija-chelovechestva-v-kosmicheskuju-civilizaciju-korotkij-i-besprepjatstvennyj-put-v-kosmicheskuju-jeru.htmlartefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-13595559585301503762015-12-22T13:20:27.146+02:002015-12-22T13:20:27.146+02:00Великий Кристалл Командора Крапивина
"...Нес...Великий Кристалл Командора Крапивина<br /><br />"...Несмотря на свои поразительные свойства, Великий Кристалл не самодостаточен. Наряду с ним существует ещё понятие Дороги. Дорога – это…<br /><br />"…Путевая полоса, бесконечно протянувшаяся сквозь грани совмещённых кристаллических пространств и хитросплетения темпорального континуума. А может быть, и сквозь межпространственный вакуум... Это обычный тракт - местами асфальтовый, местами мощённый булыжником, кое-где устланный плитами со старинными письменами загадочных цивилизаций. А иногда он - просто песчаный или земляной, с травянистыми обочинами и застоявшейся в тележных колеях дождевой водой. Идёт эта Дорога среди звёзд и миров, идут по ней люди разных времён. Порой встречаются те, кто давно потерял друг друга. Иногда находят то, что нигде в жизни найти не могли. А некоторые идут, зная дальнюю и тайную цель. Может быть, хотят даже отыскать смысл бытия... Сама Дорога бесконечна, и Время на ней бесконечно тоже. И возможно, кое-кто отыщет, что искал, поймёт, что хотел понять..." <br /><br />Какой бы сложной и многомерной ни была природа Великого Кристалла Вселенной, такое понятие, как Дорога, ещё более непостижимо. И в структуре Кристалла места для Дороги нет. Ибо Кристалл замкнут хотя и в бесконечное, но всё-таки в Кольцо, а Дорогу замкнуть нельзя. И если мы хотим иметь пусть и упрощённый, но зримый образ, то должны представить Кристалл, обвитый нескончаемым серпантином снаружи, вне своих граней. <br /><br />«Функция Дороги абсолютна и милосердна, это последний шанс всякой живой души найти того, кого потерял, что-то исправить, что не сделал – доделать», - говорит Крапивин. Дорога размыкает пусть и колоссально огромную, но всё же замкнутость Кристалла. Однако эта замкнутость внешняя, в то время как внутри него происходит постоянное ветвление, углубление его сложности появлением новых пространств и времён. Дорога же, по сути дела, представляет собой не что иное как Дао – центральное понятие китайской философии. Это тот неуловимый и текучий центр мира, вокруг которого вращается всё мироздание. Это путь всех вещей, выход за рамки любых ограничений.<br /><br />В отличие от многих современных фантастов Крапивин убеждён, что у человека есть возможность отделить добро от зла. «Добро в мире – изначально, - пишет он. - Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А её у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла».<br /><br />Как раз в активной постановке данной проблемы заключается сила и непреходящая ценность творчества Командора Крапивина..." (Тема "Светлые имена" форума "Розы Мира" Даниила Андреева. 1.12.2008, 3:09). http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1321artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-57094368742825409342015-08-12T13:21:02.422+02:002015-08-12T13:21:02.422+02:00"Шарик 80-го левела"
[Ф.Д.: Нижеприведе..."Шарик 80-го левела"<br /><br />[Ф.Д.: Нижеприведенный текст "Alfare" - не о детях. О взрослых. О каждом из нас...] (Окончание)<br /><br />"Бунт Иова" в детской литературе мало кто решится проговорить полностью. Даже если попытаются – сфальшивят. Где-то там у них сидят тормоза. Вы скажете, что это хорошо, это правильно? Да, но эти тормоза – сидят у вас, у взрослых. У детей их ещё нет. Как бы вам ни хотелось считать, что обстругивая маленького бунтаря, вы сможете лишить его мыслей о бунте. Потом, когда-нибудь – да. Эти мысли будут придавлены, заглушены, запрещены, искажены. И взрослый уже никогда не сумеет рассказать о том, что чувствовал – так, как это было на самом деле. А ещё – он будет верить, что дети и вправду впитали эту вашу христианскую мораль. Они надели чистенькую одежду, смиренненько сели с ангельскими личиками… и, ах, как же так, что ж такое, почему в школах опять подросток кого-то расстрелял?! Иде были психологи, иде были родители, иде была полиция, педагоги, иде была вся эта ваша мораль???<br /><br />...Ещё дальше, в ещё более поздних текстах, Крапивин тему осознанного пацифизма у детей обостряет ещё больше. До того, что его начинают обвинять в предательстве идеалов борьбы с несправедливостью. Я, однако, думаю, что здесь всё несколько иначе – просто для героев 70-х не было прописано ситуаций, когда от ребёнка требовалось сделать вот этот последний, страшный шаг. Даже Канцлер почти что сам "насадился" на клинок Серёжки. Крапивин не решился показать ситуацию, когда Сережке пришлось бы сделать выбор над упавшим, раненым, беспомощным Канцлером… <br /><br />И герои Крапивина 70-х – они боролись всё же не на поле Жизни и Смерти. Они до него ещё не дошли. Клятвы "Эспады" – это хорошо, это сильно и красиво, и напинать гопнику штакетиной – тоже хорошо. Но только в 90-х пришло время, когда у героев появились в руках гранаты – и гранаты эти требовалось не накрыть собственным телом – а бросить в других людей.<br /><br />И вот тут-то погорели все предохранители у Машины Счастья…" ("Шарик 80-го левела. Начало". 2015-08-12, 14:02:00). http://krapivin-ru.livejournal.com/1067060.htmlartefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-35941761606775469082015-08-12T13:19:55.305+02:002015-08-12T13:19:55.305+02:00"Шарик 80-го левела"
[Ф.Д.: Нижеприведе..."Шарик 80-го левела"<br /><br />[Ф.Д.: Нижеприведенный текст "Alfare" - не о детях. О взрослых. О каждом из нас...] (Продолжение 2)<br /><br />"...Фокус в том, ребята, что в детской литературе принято ВРАТЬ. Считается (негласно, наверно), что проговаривать этот бунт в детской литературе – нельзя. Что дети могут страдать, мучиться, но вообще-то они должны быть такими чистыми и хорошими, что даже допускать мысли о ТАКОМ – не стоит. А если уж кто-то описывает со стороны такой вот акт отчаяния – то именно со стороны, очень-очень аккуратно, толерантно, корректно, чтобы, упаси бог, не заронить у ребёнка мысль, что у него есть такое вот право. Потому что уже сам этот акт, будучи предельно ярко и честно описанный, очень опасен. Потому что у ребёнка именно что возникает эта картинка, она ему бесконечно близка, близка до самого ядра сознания – вот это состояние, когда весь мир – против. Ты – один. И даже не важно, одобряет или нет писатель такой бунт – важно, что само его талантливое описание может толкнуть ребёнка к тому, чтобы в критический момент сделать выбор… НЕ ТАКОЙ, какому учит нас мораль. Ведь уже просто увидеть с такой пронзительной мощью разделённое кем-то твоё отчаяние – это ТАКОЙ чудовищный заряд энергии, и эмпатии – что его хватит на многое!<br /><br />И потому у западных подростков в книгах никогда не будет проговорен это акт бунта до конца. Гарри Поттер будет несколько томов подбирать сопли и терпеть, ожидая, пока добрый Дамблдор сообразит, что в "этом королевстве что-то прогнило" – это типичная английская традиция – приучать мальчиков к мысли, что справедливости вообще ждать неоткуда. Вообще. Надо просто терпеть и быть трудолюбивым – и тогда, рано или поздно, награда найдёт героя.<br /><br />С точки зрения построения стабильного общества это, наверно, работает. Лучший это вариант в реальных условиях, или не лучший – я, правда, не знаю. Речь не о том. Речь о том, почему и что служит главным эмпатическим моментом узнавания. Мы знаем, мы проходили через это состояние – состояние проживания всемирной несправедливости, бесконечного горя, брошенности, конца мира. И – искушения справедливым бунтом. Более того, именно у нас 70 лет вполне так явно проговаривалась идея о том, что бунт может быть не только разрушителен. И мы, понимая, что сейчас-то бунтовать уже нельзя, держали в голове: в КАКИХ-ТО ОСОБЫХ условиях человек право на бунт таки получает!<br /><br />И вот за это бесконечное понимание, честное, до самого предела, проговаривание, бесконечное сближение в мгновение наивысшего катарсиса – мы всегда будем узнавать в книгах Крапивина – себя. Не только за мгновения солнечного счастья, за эти вот утра в комнате, звонкой, как внутренность гитары. Но и за другую сторону. То есть – за предельный динамический диапазон души – от самой тёмной тьмы – до самого яркого света.<br /><br />У самого Крапивина ситуация бунта не всегда развивается в сторону восстания. Да это и не обязательно. Вовсе не обязательно герой достаточно храбр, чтобы решаться на внешний бунт. В "Белом Шарике" эта энергия, энергия отчаяния, трансформируется в энергию Творения. Стасик не просто кричит в космическую бездну о своей боли – он, в общем-то, уходит из этого мира, сотворив себе иную реальность. И опять же – у меня нет примеров, когда кем-то ещё, особенно за "западе", этот "уход" проговаривался так честно и полно. Как нет аналогов той картинке, которую проживает Толстой в "Смерти Ивана Ильича" – когда нам дают полную иллюзию, что умираем – мы сами. Это путешествие за Край – кто ещё смог показать его так прямо, словно вернувшись оттуда, и мало того – умудрившись и нас провести до девятого круга погибающего Сознания…"artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-20953290693991030362015-08-12T13:17:42.489+02:002015-08-12T13:17:42.489+02:00"Шарик 80-го левела"
[Ф.Д.: Нижеприведе..."Шарик 80-го левела"<br /><br />[Ф.Д.: Нижеприведенный текст "Alfare" - не о детях. О взрослых. О каждом из нас...] (Продолжение)<br /><br />"...Крапивин, защищая ребёнка, прежде всего находит для него того, кто окажется способным на справедливость. Это может быть корреспондент газеты, или руководитель "Эспады", или учитель… Если такого человека нет – наступает коллапс мировоззрения. Бунт. Место пророка занимает, например, Капрал. А герой ищет идею справедливости в мечте о некоей сверхмашине…<br /><br />И вот теперь я подхожу к очень важному моменту. Почему книги Крапивина честнее и лучше большинства западных образцов. Почему они честно и полно, до самого предела, рисуют нам НАСТОЯЩЕГО ребёнка, а не тот слащаво-фальшивый образ, кастрированный западной воспитательной традицией. Именно в этой предельной откровенности и таится источник глубокой эмпатии, узнавания, залог того, что мы всегда будет узнавать в Крапивинском герое себя – потому что его нам показали полно и честно, до самой глубины.<br /><br />Собственно, эта моральная честность, пришедшая к нам от Достоевского. Запад она шокирует – кажется, у них не принято это проговаривать до конца – даже во взрослой литературе. У нас – это возможно.<br /><br />Что происходит с нормальным ребёнком в "ситуации Иова"? Показал ли кто-нибудь тот бунт, то отчаяние, которое пронизывают мир маленького человека? Хоть кто-то из западных писателей? Нет.<br />Даже Диккенс. Он боялся, или обманывал себя, или искренне не понимал. Все его герои, вот эти Дэвиды Копперфильды, Оливеры Твисты – они, конечно, такие милые и так далее… Когда их доводили, они могли драться, давать сдачи. Но никогда, никогда в описании того дна, того отчаяния – Диккенс не опускался, да и не мог, видимо, это сделать почему-то – до настоящей бездны. Не описывал того чувства крушения и бунта. Этого диалога с богом и дьяволом, который пришёл к нам из русского кода.<br /><br />Писатель в западной литературе имеет право описывать, как ребёнку плохо. Но он никогда не опишет, что ребёнок имеет право на бунт. Он никогда не опишет то состояние Войны против Бога (то есть, против всего несправедливого мира), когда тебе дано право на восстание. Когда ты хватаешь штакетину, или шпагу, или гвоздь – и идёшь на Врага, кем бы он ни был. Просто потому, что мир – весь! – обманул тебя..."artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-50073699180817691222015-08-12T13:15:53.621+02:002015-08-12T13:15:53.621+02:00"Шарик 80-го левела"
[Ф.Д.: Нижеприведе..."Шарик 80-го левела"<br /><br />[Ф.Д.: Нижеприведенный текст "Alfare" - не о детях. О взрослых. О каждом из нас...]<br /><br />"...Внешний мир может быть жесток. Наставники, учителя, родители – могут быть строги. Но – они не имеют права быть несправедливы к ребёнку! Это – аксиома и краеугольный камень построения правильной картины мира. Тот, кто претендует на роль Главного, Старшего – ему можно простить и строгость, и где-то слабость, и где-то недостаточно уделённое внимание. Да и сам Внешний Мир тоже несправедлив. Но тот, кому ты доверяешь – обязан быть справедливым. В этом – и именно в этом он не имеет права на слабину.<br /><br />То есть, в мире ребёнка обязательно должен быть Некто, от кого ребёнок вправе ВСЕГДА ждать Справедливости. Если же произошла ошибка – а полностью избежать её нельзя – ребёнку ВСЕГДА нужно дать понять, что перед ним виноваты. Виноват старший, главный, и этот старший и главный – признаёт свою вину перед ним, младшим, раскаивается и предпримет все меры, чтобы впредь несправедливости не случилось.<br /><br />Те, кто ругают Крапивина за его приоритет миру детей – часто не понимает именно этого. Что наказывать ребёнка можно и нужно. Что несправедливость в мире – есть, и от неё никуда не деться. Но важно помнить всегда – наказание должно быть заслуженным, а несправедливость может исходить только Извне. Тот, кому ты веришь, на несправедливость не имеет права.<br /><br />И если этот принципиальный момент нарушен, Крапивинский Ребёнок получает… Право на Бунт. Когда в мире не остаётся человека, от которого можно ждать справедливости (которая сама по себе в некотором смысле уже есть Защита)..."artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-80027383480315421942015-07-01T12:32:23.537+02:002015-07-01T12:32:23.537+02:00Размышление "Alfare" о книге В. Крапивин...Размышление "Alfare" о книге В. Крапивина "Гуси-гуси, га-га-га..." (отзывы о книге - см. http://aldebaran.ru/author/krapivin_vladislav/kniga_gusi_gusi_ga_ga_ga/ ) в ЖЖ (2015-06-27, 11:16:00) http://krapivin-ru.livejournal.com/1065751.html вызвало много откликов (142 комментария). <br /><br />Причем эмоции в основном негативные, и многие комментарии - просто грязь. А жаль, размышление спорное, но очень интересное.<br /><br />Для меня в этом обсуждении - мораль: при упоминании художественной литературы НИКОГДА не сворачивать с естественнонаучной колеи на тропы морали и нравственности, а также истории (кроме истории науки) и тем более - политики. Эти тропы - заминированы! Не верите? Прочитайте хотя бы первые из 142 комментариев... artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-79236396443921165002015-04-20T12:30:35.135+02:002015-04-20T12:30:35.135+02:00Цикл В.П. Крапивина «Грани Великого Кристалла»: от...Цикл В.П. Крапивина «Грани Великого Кристалла»: отзыв читателя (окончание)<br /><br />"...Но дистанция слишком велика. Недаром введена игра с именами – "под легенду". Недаром Светлый Штурман больше нигде не появляется в книгах. Эарендилу не место в мире людей, даже в таком мире, где есть Дорога… Он затерялся среди звёзд, и дорога эта потеряна для нас.<br />(Кстати, интересно, какое всё-таки собственно имя было у Дэни там официально? Лариу? Конечно, Серёжка потом называет его не "Лариком" и не "Леркой", а Дэни – но судя по тексту финала Голубятни, "Дэн" было не совсем "именем" – потому что "Иту Дэном" был и его брат Василёк… Впрочем, я не лингвист, системы имён для меня – тёмный лес, так что прошу прощения за свой дилетантизм, если на самом деле тут всё просто для специалиста)<br /><br />Город Дэни – место такое мистическое, легендариумное, сакральное, что и сейчас я не готов прикасаться к нему. Он мало того что сам – Легенда, он ещё и опутан плотным коконом легенд более глубоких, и само Время там уходит в такой Мрак Времён, что ты замираешь у начала этой Дороги, не решаясь не то что идти по ней – даже ступить на неё, чтобы просто подышать тем воздухом. Да воздух ли это? Там какая-то живая межзвёздная субстанция, как та, что окружала героев легенды в Лабиринте… Кажется, что она легка и прозрачна, но… как Лабиринт Амбера уничтожал чужого, так и Лабиринт Дэни легко уничтожит своего создателя, если тот решится сыграть со Временем дважды..." ("Alfare" (Петренко Сергей Семёнович) 2015-04-19, 01:34:00). http://krapivin-ru.livejournal.com/1061799.html<br /><br />Творчество С.С. Петренко - http://samlib.ru/p/petrenko_s_s/artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-20607355613143769862015-04-20T12:29:49.857+02:002015-04-20T12:29:49.857+02:00Цикл В.П. Крапивина «Грани Великого Кристалла»: от...Цикл В.П. Крапивина «Грани Великого Кристалла»: отзыв читателя<br /><br />"...Хорошую книгу про книги Крапивина пока никто не написал. Жалко… Почему так – я пока не задумывался. Возможно, потому что впадают в крайности. То религию там выковыривают, то готику, то коленки поцарапанные считают, то диссертацию пишут – а в диссертациях… такое ощущение, что в диссертациях от самого Крапивина не остаётся вообще уже почти ничего. Я понимаю, что это не вина того, кто пишет – наверно, требование такое на первом месте: показать, что сам ты очень учёный человек. <br /><br />Кристалл никогда не был чисто научной моделью. Он начинался сказкой, и отчёркнут он сказочным же образом Дороги, и ушёл он – в вершине своего развития – во что-то даже большее, чем Кристалл – ибо галактики-искорки, лоцманы, сомбро и Безлюдные Пространства переросли изначальную простоту структуры.<br /><br />Почему же я снова и снова обращаюсь – невольно! – к этой теме? Ответ сейчас мне становится понятнее. Выводят к ней меня две тропинки. Два Начала.<br /><br />…Потому что у Кристалла было именно два начала. И то, и другое – оказывается скрыто в самых таинственных книгах Крапивина. Наполненных самой сильной и глубокой магией, какой-то первозданно-демиургической мглой.<br /><br />О первой я уже писал. Это "Выстрел с монитора". Но магия Рождения Вселенной там растворена неуловимо-зыбко. Она даже и незаметна на первый взгляд – на неё натыкаешься, как на искорки солнца в плывущих паутинках. Она спрятана в знаках, странных событиях, неважных на первый взгляд, которые раскроются в полной мере позже…<br /><br />…Есть места, в которые мы ходить избегаем.<br />Если мы ещё неразумные дети – нас оберегает от них само мироздание. Уводит. Отвлекает. Отстраняет.<br />Если мы мудрые взрослые – мы знаем, что истинно великий маг не станет летать по воздуху для того, чтобы достать из колодца ведро воды. Он пойдёт к колодцу пешком. Ибо никакая магия не заменит касания свежего ветерка, шелеста листьев, запахов утреннего сада, чувства приятной усталости…<br /><br />Запрета нет. И тот, кто не устоит перед искушением, не будет наказан. Он получит свой торт целиком, съест его, ощутит приятную сытость – и отправится дальше, тяжело утаптывая траву.<br />Запрета нет. Есть просто Тайна.<br />Её можно взять и изучить, от самого низа до самого верха. Тайна податливо раскроется вам. Пропустит вас. Вы пройдёте через неё и выйдете наружу, в полной уверенности, что увидели всё скрытое…<br />Она не станет вас убеждать в обратном. Это не её задача.<br />Она дождётся тех, кто придёт и молча постоит рядом. Прикоснётся. Послушает. Уйдёт, чтобы унести в себе ключи к дверям намного более секретным, тропинкам дивным, звёздам, которые разгораются лишь в час самой тёмной тьмы…<br /><br />По этой причине я, наверное, никогда не решусь разбирать подробно основание всех Тайн, начало миров – трилогию "В ночь большого прилива". Но иногда я буду приходить на эти пространства лунной травы и мрачного, навсегда запомнившегося ночным, Города.<br /><br />Иногда эту книгу относят к циклу "Кристалла". В комментариях к одной из моих записей на эту тему был такой аргумент, что Гальке досталась монетка с трубачом, спасшим Город. Трубача звали Юхан… В какой-то из книг обыгрывалась и эта трансформация имени…" artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-15023453625707481832015-04-07T16:51:06.899+02:002015-04-07T16:51:06.899+02:00"Наука и настоящая наука" (по мотивам Ст..."Наука и настоящая наука" (по мотивам Стругацких)<br /><br />"...Как сделать человека бессмертным, поправить экологию и колонизировать Амальтею - это обычная наука, которую мы все более или менее знаем и уважаем.<br /><br />А вот как сделать так, чтобы обычная наука это действительно сделала (а не сдохла в "шарашках", разрабатывая Бомбу...) - это уже настоящая наука. Которой и нужно заниматься..."<br /><br />Оригинал: kambodja - http://lj.rossia.org/users/kambodja/22446.html<br /><br />Перепосты (у каждого-интересные комментарии):<br /><br />Misha Verbitsky - http://lj.rossia.org/users/tiphareth/1893634.html и http://tiphareth-ljr.livejournal.com/1276162.html<br /><br />schegloff - http://schegloff.livejournal.com/937218.htmlartefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-25308329276724167122014-05-27T22:02:16.603+03:002014-05-27T22:02:16.603+03:00Вот-вот, именно это я и имею в виду, не знаю, что ...Вот-вот, именно это я и имею в виду, не знаю, что творится на Западе, но у нас же никаких улучшений не возможно без того самого "лучшего способа проявить уважение к авторам – изменения нашей СОЦИАЛЬНОЙ жизнь к лучшему. На Западе, думаю, так же, просто с другой стороны Да, кстати, о социальной эволюции - знакомы ли вам работы Назаретяна? А если говорить именно о космических делах - вы эту передачу видели http://www.onlinetv.ru/video/625/?autostart=1?по идее, вам должно быть интересно Anonymousnoreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-21060317359011536502014-02-19T10:37:41.128+03:002014-02-19T10:37:41.128+03:00Россия тратит на космос больше, чем США
Но не имее...Россия тратит на космос больше, чем США<br />Но не имеет той выгоды и научных результатов, что получают американцы<br /><br />"В последнее время мы не слышим о громких ракетных авариях. Но из этого отрадного факта вовсе не следует, что наша ракетно-космическая отрасль выходит из провала и готова повысить свою конкурентоспособность. Напротив, из Роскосмоса поступают тревожные новости, которые говорят скорее о развале управления и технологическом отставании.<br /><br />Несколько дней назад Генпрокуратура потребовала от Роскосмоса отменить итоги тендеров ни много ни мало на разработку новой космической стратегии России до 2030 года. Другими словами, Роскосмос попросил сторонних исполнителей написать для него концептуальные документы по развитию космической деятельности России, а также уточнить стратегические цели и тактические задачи отечественной космической деятельности. Сразу после объявления тендеров Интернет запестрел шутками: дескать, начальники в Роскосмосе уже разучились сочинять на бумаге стратегии и концепции и нанимают для этого более толковых специалистов.<br /><br />Но прокуроры далеки от подобного юмора. Они просто указали главе Роскосмоса Олегу Остапенко, что написание стратегий или анализ направлений развития космической техники – это исключительные полномочия Роскосмоса, и передача их другим хозяйствующим субъектам противоречит закону. По мнению прокуроров, условия тендеров на разработку новых стратегий за 1,8 млрд руб. составлены с нарушениями и грозят нецелевыми расходами бюджета.<br /><br />Между тем в желании Роскосмоса написать новую стратегию и привлечь к этой работе сторонних специалистов в принципе нет ничего плохого. Проблем накопилось немало. Причем самых критических. И кому их устранять, если не новому руководству? Но загвоздка в том, что эти самые критические проблемы российской космонавтики даже не упомянуты в заданиях для тендеров, которые и отменила прокуратура.<br /><br />Задания на 70 страницах для разработки новой стратегии составлены так, будто чиновники Роскосмоса хотят собрать побольше второстепенных бумаг и отчитаться ими, ничего не меняя в принципе. И это при том, что отечественная ракетно-космическая отрасль прямиком движется в тупик.<br /><br />Летом прошлого года Счетная палата (СП) РФ заявила, что архитектура госуправления космической деятельностью крайне неэффективна. «Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере», – объявили аудиторы. Они, в частности, обнаружили, что затраты на создание и поддержание работоспособности отечественных спутников в четыре раза выше, чем у зарубежных аналогов. «В России нет национальной системы космических метеонаблюдений, а метеоинформацию в нашей стране получают с зарубежных спутников, – говорится в докладе СП. – Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость. Отсутствие проектного управления привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей и космических аппаратов». Из-за этого построенные за счет бюджета ракеты использовались для коммерческих запусков иностранных спутников. Но дело не только в подобном жульничестве.<br /><br />Технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, что создает риск для безопасности страны и ведет к перерасходу бюджетных средств, считают аудиторы СП. Действительно, бюджет Роскосмоса меньше бюджета NASA примерно в три раза, тогда как наш ВВП чуть ли не в семь раз меньше американского. Значит, относительные бюджетные расходы на космос в России сегодня в 2–3 раза выше, чем в Штатах. При этом Россия не получает той пользы и выгоды, что имеют американцы, – ни в сфере практического и коммерческого применения, ни в сфере науки". (19.02.2014, 00:01:00). http://www.ng.ru/editorial/2014-02-19/2_red.htmlartefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-4648661977879991552014-02-18T11:38:20.027+03:002014-02-18T11:38:20.027+03:00"С кем же в космос?": ученые о том, заче..."С кем же в космос?": ученые о том, зачем школьникам звезды<br /><br />"МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом — такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания. РИА Новости спросило у российских астрономов, чем именно полезна эта наука в школах..." (17.02.2014, 13:05). http://ria.ru/space/20140217/995305689.htmlartefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-26583358506802510742014-02-17T18:29:55.473+03:002014-02-17T18:29:55.473+03:00"Звездные войны: как и зачем возвращать астро..."Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы"<br /><br />"РИА Новости побеседовало с известными российскими астрономами и попыталось разобраться, где и как найти место в школьном расписании для науки, которая "не оставляет места чуду", но взамен может открыть глаза на строгую красоту настоящей бесконечности..." (17.02.2014, 13:05). http://ria.ru/science/20140217/995305823.html<br /><br />[Ф.Д. https://plus.google.com/103263750784622441418/ ]artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.comtag:blogger.com,1999:blog-790663270023274942.post-27535082502983776892014-01-07T17:24:21.484+03:002014-01-07T17:24:21.484+03:00Прогноз фантаста С. Лукьяненко
«В веке двадцать п...Прогноз фантаста С. Лукьяненко<br /><br />«В веке двадцать первом произойдет контакт с иным разумом. Впечатление от него можно будет описать одним словом – растерянность. «Как же мы раньше…» - будут одинаково недоумевать ученые и обыватели. Впрочем, все кончится хорошо». («Атомный сон: Повести и рассказы / С.В. Лукьяненко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 («Звездный лабиринт»). «Век движущихся картинок (Сто лет после золотого века)», стр. 269). <br /><br />Ф.Д.: Фантасту легко спрятать свои научные догадки и предположения среди художественного вымысла. Тем не менее, процитированная фраза говорит о том, что Сергей Лукьяненко предполагает по теме иного разума что-то конкретное. Интересно, знаменитый фантаст самостоятельно дошел до этих выводов, или его кто-то посвятил в скрытые до поры до времени знания? <br /><br />[Ф.Д. https://plus.google.com/103263750784622441418/ ]artefact-2007https://www.blogger.com/profile/00337119420810455253noreply@blogger.com