вторник, 3 февраля 2015 г.

Монолог телескопа. Планы 2015 года

    Монолог телескопа

    «Я – телескоп. Но не такой огромный, как те, новейшие, которые стоят в обсерваториях и весят многие тонны. И не космический, установленный на спутнике. А очень старый, компактный – скорее, похожий на подзорную трубу. Сейчас таких не выпускают. Я покоюсь за витриной в музее, и сотни посетителей каждый день проходят мимо. Меня периодически чистят, стирают пыль, так что выгляжу я для моих лет неплохо.
    Так было не всегда. Перед тем, как поместить в музей, меня запирали, держали в пыльном сундуке в подвале огромной библиотеки. А сейчас время, отведенное для посетителей, заканчивается, и сторож ласково протирает табличку перед витриной перед тем, как выключить свет. 
    Я погружаюсь в воспоминания. Когда-то давно, 400 лет назад, я был юным – ибо у телескопов также есть юность. Помню, как мой создатель, напоследок отшлифовав мои линзы, вставил их в корпус и замер в восхищении.


    Хозяин сразу направил меня в небо, и с этого момента все ясные ночи мы проводили с ним, обозревая звезды. А когда погода была пасмурная, он писал книги. «И ведь никто не верит!» - огорченно восклицал хозяин. 


    Помню, как-то он направил меня на планету, по-моему, окруженную кольцами. Но хозяин был подслеповат, и воскликнул: «Что-то невероятное! Запишу, пожалуй, так:  «Высочайшую планету тройную наблюдал». А то еще сожгут на костре!» 
    Однажды, в серый дождливый день, он привез меня в здание с громадным залом, где за столом сидели люди в красных шапочках и со злыми лицами. Они мне сразу не понравились – ведь у них не было не только телескопа, но даже очков. Эти люди кричали на хозяина и хотели разбить мои линзы вдребезги, но он прикрыл меня своим телом. Тогда люди со злыми лицами потребовали, чтобы хозяин трижды громко крикнул: «Отрекаюсь!» - и только после этого отпустили нас.


    Вскоре хозяин тяжело заболел и слег, но, когда врачи уходили, тихим шепотом, чтобы никто не слышал, повторял мне: «А всё-таки она вертится!»
    А когда он умер, меня поместили в пыльный сундук и заперли в подвале. Я сразу догадался, что так было сделано по приказу тех, со злыми лицами.                            
    Шли годы, и звездное небо оставалось лишь в моей памяти. Прошло триста лет, и однажды меня всё-таки вытащили из сундука, протерли от пыли и принесли в то же самое здание с громадным залом - правда, в центре вместо хозяина стоял его портрет. За столом сидели уже другие люди – некоторых из них даже носили очки, и лица были добрее. Да и головные уборы на них были другой формы – а может быть, я плохо рассмотрел, потому что за столетия мои линзы потеряли былую прозрачность. «Оправдать!» - сказали эти люди и дружно подняли руки…


    Сейчас я в музее, с меня сдувают пылинки, тысячи людей замирают перед моей витриной. И парадные портреты хозяина важно глядят со стен. В музей приходят журналисты, приезжает телевидение, и я наслышан, что хозяин уже столетия чтим и уважаем во всём мире.
    Но, когда посетители уходят, я с тоской вспоминаю наши обзоры звездного неба, и восклицание хозяина: «Высочайшую планету тройную наблюдал!»


    К моей витрине подходит сторож и с удивлением говорит: «Странно, у телескопа линзы запотели. Вроде и влажность нормальная. Ничего не понимаю!»
    Но я мысленно лечу туда, где мои потомки, современные гигантские телескопы, видят галактики даже на огромных расстояниях. Знаю, что люди, даже постигнув бесконечность Вселенной, будут помнить хозяина и любить его.
    Так же, как любил его я».


    (Записал Ф.Д. (под другим ником) 17 Апреля 2014 года).

    Планы 2015 года: проект «Закон»

    Сообщаю читателям, что в 2015 году приступил к реализации проекта «Закон».
Исаак Ньютон 
    Целью проекта является анализ тех случаев, когда наука «легковесно» относится к результатам исследований, считая их набором случайностей и отказываясь делать далеко идущие выводы. Хочу показать: даже если нынешний уровень знаний не может дать объяснений полученным результатам, то все равно существует определенный Закон, не зависящий от того, вписываются ли его проявления в имеющиеся на сегодняшний день теории, или являются исключением из таковых. Даже если наука не имеет желания сообщить о нем, человечество вправе узнать о его существовании.  
    Сначала – Закон, потом теория. 
    Законы Кеплера можно вывести из теории всемирного тяготения, но средневековый ученый жил задолго до Ньютона. А вот последний разработал теорию тяготения как раз опираясь на законы Кеплера. И не имеет значения, что самого Кеплера Ньютон упоминает только в связи с его третьим законом. Как изложено в «Математических начал натуральной философии» Ньютона, его динамические законы следуют из соответствующих кинематических законов Кеплера.
    Мораль ясна: если хочешь предложить теорию – предварительно узнай Закон.
    В отличие от «Книг Федора» и исследования «Земля и Вселенная», «Закон» не станет Интернет-проектом. О форме, в которой он будет реализован, сообщу дополнительно.
    Тем не менее, черновые отрывки будут публиковаться в блоге «Артефакт» - правда, в рамках разных серий и без указания на принадлежность к анонсируемому проекту. 
Федор Дергачев

2 комментария:

  1. "...Но почему же именно Общая теория относительности управляет гравитацией во Вселенной именно таким способом? Точно сказать не может никто.

    Поэтому придётся довольствоваться стандартным ответом: гравитация работает так, потому что так устроены законы природы. Можно представить Вселенную с другими законами – но нам досталась такая, и мы не понимаем на самом деле, почему законы устроены именно так. Мы можем делать наблюдения, выводить законы, проверять их – и, может быть, когда-нибудь мы поймём, почему они именно такие". (8 июля 2015, 14:46). http://cont.ws/post/99433

    ОтветитьУдалить
  2. "Круги по воде" в Интернете

    Ссылка на мой пост: Олексій Кацай, сообщество "Космический Репортер" 26.08.2015 в 14:22. https://plus.google.com/u/0/103776276718868880639/posts/cDASwAfmgk3

    ОтветитьУдалить