понедельник, 4 февраля 2013 г.

Цифровой "спасательный круг" современной цивилизации

Эпоха перемен: советы постороннего. Часть 5
 [Под впечатлением статьи Салавата «Общечеловеческие ценности - и новая цифровая дипломатия США» (25 августа 2012,  04:18). http://maxpark.com/user/salavat1963/content/1469203. Адаптированный вариант]
Часть 4. http://artefact-2007.blogspot.ru/2012/03/4.html
    Федор Дергачев

    Информационные технологии (ИТ) на рубеже XX и XXI веков сделали современный мир таким, как он есть, но и породили множество противоречивых точек зрения среди аналитиков.
    Главные споры разгорелись вокруг следующих пунктов:
    1. Влияние ИТ на «духовную надстройку» человечества – совокупность религиозно-культурных парадигм современной цивилизации, их взаимопроникновение и общение.
    2. Использование ИТ правительствами и различными группами для достижения своих целей – и различные (в основном политические и моральные) аспекты такого использования.
    3. Возрастание роли «человека из народа», сознающего важность и грамотно использующего ИТ - инструменты.

    По пункту 1 замечу, что правящими кругами для удобства управления уже давно широко используется практика «оболванивания» обывателей. 
    Современное секулярное общество является «не религиозным» (что и обозначает сам термин «секулярное»), но и не атеистическим. Вместо анализа «религиозно-культурных парадигм современной цивилизации» СМИ подсовывают обывателю экстрасенсов, колдунов, а «для эстетов» - ноосферитов и прочих экзотических путешественников по «нематериальному миру», отрицающих как науку, так и религию. Резко падает количество читателей библиотек, обыватели перестают читать не просто хорошие книги, а вообще читать книги. Этот процесс в принципе связан с ИТ (распространение электронных СМИ в противовес бумажным), но больше идет по заказу «верхов». Не называю государства, в которых это происходит - они расположены по всем берегам всех океанов. А то, что процесс этот неминуемо приведет не только к духовному, но и к культурно-образовательному кризису человечества, правящие круги не волнует.
    Не буду конкретизировать, чем это грозит в самое ближайшее время, лишь дам ссылку на статью «Прокляты и забыты», часть 4. Причем надо понимать, что под «правящими кругами» я имею в виду не только правительства стран мира, но и те кланы и группы влияния, которые стоят за ними, что, как правило, еще важнее.

    По пункту 2 считаю, что ситуация так же очевидна. Правящие круги большинства стран давно научились противодействовать организованным группам, использующим Интернет. «Cheap online propaganda can easily be bought with the help of pro-government bloggers» («Chris Barton: Twitter diplomacy»). Режимы, которые не успели перестроиться - рухнули во время «арабской весны», уцелевшие сделали для себя выводы. И предсказанный Салаватом «крупномасштабный военно-политический конфликт, вызванный объективными законами развития материального базиса - силовой борьбой за перераспределение минеральных ресурсов» их совершенно не пугает. Наоборот, во время войны и предвоенной истерии управлять обывателями еще легче. Жупел внешней угрозы великолепно отвлекает от внутренних проблем.
    Более того, сейчас для правительств всех стран мира наступило золотое время абсолютного контроля за лицами, находящимися на их территории. Отслеживание передвижения с помощью сотовых телефонов позволяет экономить на «шпиках», а прослушивание мобильников граждан и просмотр их e-mail и (казалось бы) закрытых аккаунтов в социальных сетях позволяет получить о таковых исчерпывающую информацию.

    Более радужные перспективы открываются только при рассмотрении пункта 3. Да, всегда считалось, что организованные группы людей сильнее и могущественнее одиночек. Но с применением информационных технологий всё изменилось. Появилось очень интересное явление, которое невозможно было предсказать еще полвека назад. Это колоссальные возможности для «обычного человека», не имеющего «в обойме» административных, военных и финансовых ресурсов и рычагов. Правда, эти возможности еще надо реализовать. Но в случае правильной подачи своих публикаций в Интернете одиночка может добиться поставленных целей одним только интеллектуальным творчеством, не используя ни одного из упомянутых рычагов. Понятно, что я имею в виду Салавата и себя, поэтому хочу остановиться на этом пункте подробнее. Причем не для саморекламы, а потому, что шанс, предоставляемый независимым исследователям информационными технологиями, является цифровым «спасательным кругом» современной цивилизации.  

    Апология одиночества

    В первую очередь встает вопрос, а почему одиночке легче, чем группе? Да потому, что группа «по определению» преследует цели, связанные с преференциями, и неважно, какими, это обычный набор – имущество, финансы, власть. У сильных мира сего автоматически появляется только один рефлекс – раздавить, уничтожить. А независимый исследователь, не претендующий на получение всех этих благ, не попадает «под раздачу», и может спокойно начать публикации в Интернете.
    В чем же такая уж ценность независимого интеллекта? Констатирую: в условиях, когда вся деятельность современных институтов (включая науку и культуру) жестко централизована, происходит осуществляемое сверху не просто управление, но и безжалостное подавление мнений, отличающихся от рекомендованных. А те индивидуумы и группы, которые находятся вне жестких структур, подвергаются «оболваниванию» с помощью СМИ (см. мои замечания к пункту 1).
    Казалось бы, почему бы властям не «прихлопнуть» и одиночку? Всё дело в том, что «власть предержащие» испытывают острый дефицит свежих идей, и им важен креатив, который можно при желании присвоить, выдать за свой и реализовать без участия автора. А будет возмущаться - тогда можно и «прихлопнуть». Поэтому происходит определенное совпадение интересов – власть позволяет одиночке творить, присваивая его идеи, а тот продолжает исследования, постепенно наращивая авторитет. Именно так и было в случае с Салаватом, я последние пятнадцать лет внимательно наблюдал за этим процессом. Кажется невероятным, но все выводы Салавата, сделанные им в переписке и статьях 2000-2005 годов, подтвердились, а предложения были реализованы без его участия. Впоследствии он удвоил осторожность (это видно по публикациям последних лет), но закрепил за собой репутацию 100% надежного эксперта. То есть стал неприкосновенным – сейчас он может писать всё, что хочет, не боясь последствий. Я лично очень доволен этим обстоятельством, потому что высоко ценю его оценки и комментарии моих постов в Интернете.
    У меня  сложилась другая ситуация. Не обладая такой интеллектуальной мощью, как Салават, я после пробных (кстати говоря, удачных, по его мнению) попыток исследования на культурно-исторические темы в 2004-2005 годах выбрал для себя совершенно другое поле деятельности – изучение «области умолчания» современной астрономии. Эта наука вроде бы не касается интересов власти, и не грозит «пошатнуть устои». А по космическим аномалиям для той же цели «оболванивания» создана широчайшая сеть уфологических сайтов, в ловушку которых я неминуемо должен был попасть. Не буду подробно останавливаться на содержании своих публикациях последних лет, достаточно ссылки на список – см. «Апология необъяснимого», часть 1.

    Жесткий контроль поисковых порталов

    Кроме непосредственных исследований космических аномалий я проводил анализ статистики посещаемости моих Интернет-ресурсов и выдвинул тривиальный в общем-то тезис о том, что в первую очередь на эту статистику влияет релевантность ресурсов в поисковых системах. Далее пошли уже нетривиальные наблюдения. Я пришел к выводу, что результаты мониторинга Интернета, осуществленного поисковым «роботом-пауком», затем редактируются уже не «роботами», а вполне «живыми» сотрудниками организаций, являющихся владельцами поисковых систем. Причем принципы указанного редактирования также можно «разложить по полочкам» (об этом ниже).
    Думаю, независимые исследователи, публикующиеся в Интернете, теперь понимают, что, избежав «опеки» властей, они попали под жесткий контроль поисковых порталов, без содействия которых ни о каком широком распространении их взглядов не может быть и речи, даже если они наполнят ссылками на свои ресурсы форумы, гостевые книги и социальные сети.
    Для простоты я именую в своих статьях «Хозяевами Интернета» лиц, определяющих, кого «обрезать», а кому давать «зеленую улицу» хотя, если откинуть ширму чиновников, спецслужб и коммерческих структур, их можно назвать просто «Хозяевами»... 

    Выбор Интернет-портала для публикаций

    Но возвращаюсь к методике, рекомендуемой для независимых исследователей. При осознании жесткого контроля со стороны поисковых порталов возникает вопрос: как себя вести? Считаю, что, хотя и не следует «клонить колена», но, возможно, все-таки придется принять определенные «правила игры» поисковых порталов. Рекомендую разделить материалы на две части. В одну войдут те, которые предназначены для узкого круга, и не нуждаются в популяризации - их можно «спрятать» на окраинах Интернета в малопопулярных ресурсах (после успешной «раскрутки» автора их также заметят). А вот с тем контентом, которым хочется поделиться, надо выбрать популярный портал, и начать пробные публикации, причем «веером» - с акцентом на разные стороны выбранной темы. В настоящее время я выбрал Blogspot (Блог «Артефакт») для больших статей и Google+ для оперативных ссылок.
    Почему не другие? Это непростая тема. Из «ОКО ПЛАНЕТЫ» удалили мою самую популярную статью (100 000 просмотров за три года). О портале «mail.ru» после удаления редакторами многих моих постов «как спам» я мог бы написать много и эмоционально, но Салават интеллигентно просил воздержаться в Интернете от проклятий и интересных пожеланий родне редакторов до седьмого колена.
    Что касается «Google», то ничего иного, кроме объективного отношения, я не вспомню. К тому же Blogspot гораздо технически проще в плане размещения сайтов, и не подвергается хакерским атакам, как это периодически происходит с «LJ» (против которого также ничего не имею). Кстати, читатели писали мне, что в Казахстане «LJ» полностью заблокирован.
    Так или иначе, предполагаемый «одиночка» может принять данную предложенную мной модель поведения, и тем не менее, задаться вопросом: а есть в наше время смысл в независимых исследованиях? Ведь без полного набора данных (не все они опубликованы), а также лабораторий, оснащенных дорогостоящим оборудованием и целым штатом опытных сотрудников, сейчас ничего не добьешься. Отвечаю: это верно лишь для окончательных результатов анализа. А вот направления поиска можно предложить и на основании открытых данных. Потому что зашоренность официальной науки и нежелание выйти из очевидных тупиков уже стала «притчей во языцех». А обнаружить «белые пятна» (опубликованные, но не тиражируемые СМИ) можно всегда.

    «Идеальный» Меркурий

    Важный пункт усилий приложения независимого исследователя – «вывод на чистую воду» псевдонаучных теорий и наукообразных объяснений. Рассмотрим пример с планетой Меркурий. Есть свидетельства древнего (миллиарды лет назад) страшного столкновения с огромным астероидом, в результате которого образовалась котловина Калорис (Равнина ЖарыCaloris Basin), а ударные волны, пройдя через всю планету, вызвали деформации на ее противоположной стороне. Научно, наглядно, красиво? Вроде бы, да.
    Предлагаю обратиться к параметрам вращения планеты.

http://vazhorov.wordpress.com/2012/06/11/slides-mercury/
    Ось вращения Меркурия идеально перпендикулярна плоскости обращения вокруг Солнца (осевое отклонение по разным источникам от 0,1 до 2 градусов). А как же «страшное столкновение в древности», которое неизбежно сдвинуло бы ось планеты? Вся красивая теория «трещит по швам». Но вот теперь добавляю к картине несколько «мазков».
    1. Благодаря этому необъясненного еще астрономами идеальному наклону (не наблюдаемому более ни у одной планеты Солнечной системы) на полюсах раскаленного (на экваторе) Меркурия зафиксированы следы древнего водяного льда, так как эти полюса все время находятся в зоне вечной тени (они являются одними из кандидатов на звание «полюса холода» Солнечной системы).
    2. В нижнем соединении с Землей (прохождении на наименьшем расстоянии) Меркурий (как, кстати, и Венера) каждый раз оказывается идеально обращенным к нашей планете одной и той же стороной. Астрономы стыдливо называют это совершенно необъяснимое явление «резонансом второго рода», предпочитая скрывать данный факт, но не давать ему объяснений. Зато в СМИ очень подробно рассказывается об идеальном резонансе периода обращения вокруг оси с периодом обращения Меркурия вокруг Солнца 2:3.
    3. Плоскость обращения Меркурия вокруг Солнца наклонена на 7 градусов к плоскости эклиптики. И что любопытно, настолько же знаменитая плоскость эклиптики наклонена к экваториальной плоскости, перпендикулярной оси вращения Солнца. Скажете: ну и что, 7 градусов туда или сюда, какая разница? Да большая. В результате Меркурий вращается в плоскости, идеально совпадающей с экваториальной плоскостью Солнца – один-единственный из всех планет Солнечной системы.
    Не слишком ли много «идеальных» совпадений для одной планеты? Меня «терзают смутные сомнения». Не получилось ли так, что с Меркурием сначала произошла катастрофа, которая привела к образованию котловины Калорис, а потом он оказался в вышеуказанном «идеальном» положении? Как это он мог сам там «оказаться», и было ли это вообще катастрофой, а может быть, выводом на идеальную траекторию? Но это уже популяризация своих гипотез, а у меня в данной статье другая задача.


Американское космическое агентство NASA продемонстрировало цветной глобус Меркуриясоставленный на основе тысяч фотоснимков, сделанных камерами межпланетного зонда «Messenger»
    От имени человечества

    Следующее рассуждение касается тех независимых исследователей, которые не согласятся творить под контролем поисковых порталов, а захотят противопоставить свой интеллект той машине подавления, которую я так красочно описал выше. Я не пошел по этому пути только потому, что мне необходим был эффективный механизм обратной связи – см. «Открытое письмо Serge.
    Но это не означает, что подобная позиция неправомерна. Наоборот. Многие ли разделяли учение Коперника сразу после публикации его книги «Об обращении небесных сфер»? В науке сплошь и рядом происходили ситуации, когда ученый, опережавший свое время, вызывал на себя гнев и отторжение большинства.
    Конечно, нужны определенные критерии, чтобы определять истинность своей позиции. Но в условиях навязывания средствами массовой информации «притянутых за уши» и очевидно ложных версий происходящего (не только в науке) вызывает уважение желание независимых исследователей «докопаться до истины». Конечно, нужна большая смелость, чтобы отстоять свою позицию, но я считаю такую точку зрения правомерной.
    В связи с вышеизложенным интересно рассмотреть в моральном плане чисто умозрительную проблему принятия решений человеком в случаях, когда речь идет о судьбах всего человечества. Данная ситуация находит отражение в основном в фантастической литературе. Обычно герои комплексуют и «теряются», не находя правовых оснований для принятия такого решения. Между тем человечество само находится под властью тех, кого оно мало того, что не избирало (что является общим местом), но, более о которых даже и не информировано. Так есть ли у одного человека право решать за ТАКОЕ человечество? Считаю, что да, такое право есть. И если человечество будет недовольно этим решением, то, чем возмущаться, пусть сначала самоорганизуется, выдвинет реально представляющих его лидеров.
    Ситуация умозрительная, но не так уж и далекая от реальности. В настоящее время, когда в Солнечной системе совершенно очевидно по-прежнему действуют силы, не подконтрольные не только «простым людям», но и «управленцам» человечества, вполне возможна ситуация, когда «одиночка» случайно (или не совсем) попадет в один из «пультов управления» этими силами. Тогда и придет время решать (а возможно, и «отдуваться») – одному за всё человечество. Кто знает, может быть, в этот момент и будет принято решение, получит ли человечество «спасательный круг» для избавления от неминуемо приближающихся катаклизмов…
    Хотя, не спорю, такая возможность – чистая утопия.
    
    Просмотрел статью и задумался. Начал об информационных технологиях (вроде бы «за здравие»), а кончил – «за упокой». Впрочем, менять ничего не буду - «чего не скажешь в шутейном разговоре»

    [Последние изменения внесены 3 января 2014 года]

    «Эпоха перемен: советы постороннего». Часть 6. «Цифровой "спасательный круг" современной цивилизации. Продолжение». http://artefact-2007.blogspot.ru/2013/02/blog-post_7.html

    На эту тему:
    «Земля и Вселенная». «Послесловие». (27 июня 2012 года). http://artefact-2007.blogspot.ru/2012/06/blog-post.html
    «Манифест независимого исследователя». (16 мая 2008 года, удален «как спам» редакторами «mail.ru» в 2010). http://blogs.mail.ru/mail/pugachev_sergei/77A80649EB96AB49.html
    Содержание «Манифеста» процитировано с статье «В лаборатории исследователя», Часть 1.

    [Ф.Д.: Теперь понятно, почему я «веселый и злой»?]

7 комментариев:

  1. Неплохо. Очень даже неплохо :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, конечно, но статья спорная, вряд ли Вы согласны со всеми тезисами. Буду благодарен, если напишете подробнее.

      Удалить
  2. "Зачем нужна российским школьникам астрономия?"

    "В российских школах предмет "астрономия" начиная с 2008 года фактически поставлен вне закона - под предлогом того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.А правило сейчас такое - нет разрешенного учебника, следовательно, данный предмет преподавать нельзя. Видимо, чиновники от Министерства образования и науки посчитали, что знания о Вселенной и космических законах для наших детей являются совершенно излишними.

    Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых школах астрономию всё же преподают в качестве спецкурсов, но ни один из написанных недавно учебников не имеет грифа Министерства образования, рекомендующего использовать учебник в образовательном процессе. Да и учителей, которые могут преподавать астрономию в старших классах, катастрофически не хватает.

    Напомню, что парадоксальным образом, ликвидация астрономии как обязательного предмета в российских школах состоялась как раз накануне 2009 года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии... Такое неадекватное поведение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества.

    В 2009 году российские астрономы попросили власти: «вернуть преподавание астрономии в школы, восстановить астрономическую подготовку в педагогических ВУЗах, и обеспечить господдержку популяризации этой науки»... В заявлении российских учёных говорилось: «ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность".

    Так почему же в школах надо изучать астрономию?

    На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний – основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» – высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII–XIII веках первые университеты.

    В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии – космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы. Впрочем, были и в те годы попытки изъять астрономию из программы средней школы. Незадолго до начала Великой Отечественной войны некие «мудрецы» из тогдашнего Наркомпроса попытались убрать астрономию из программ средней школы. Тогда ведущие астрономы страны обратились к академику А. А. Благонравову, являвшемуся тогда Президентом Академии артиллерийских наук (существовала в свое время такая академия), а он имел право непосредственно обращаться к И. В. Сталину. И вот достаточно было одного телефонного звонка Благонравова Сталину – и вопрос о восстановлении астрономии в школе был немедленно решен". (4 января 2011 года). http://newsland.com/news/detail/id/610223/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Астрономия не станет обязательным школьным предметом в России

      «Как сообщило издание "Московский Монитор", источники в министерстве образования РФ высказали сомнения в целесообразности обязательного преподавания астрономии в средней школе.

      - Школьники могут изучать эту дисциплину самостоятельно, в качестве необязательного предмета, - пояснил собеседник агентства.

      Напомним, в России с 2008 года астрономия была окончательно выведена из числа обязательных предметов в средней школе, а министерство образования не стало согласовывать ни один из четырех представленных учебников. Схожая ситуация сложилась и в российских институтах, где практически прекращена подготовка преподавателей астрономии, а сама дисциплина исчезла из курса даже многих физических факультетов. В СССР и в 90-х годах прошлого века астрономия преподавалась в выпускном классе средней школы...

      Российский политолог Тимофей Ряполовский, директор "Центра Контр-Политика": "С учетом грядущей реформы среднего образования в России, когда бесплатными останутся только считанные предметы, астрономия в России сама по себе исчезнет"». (9 февраля 2013 г., 12:07). http://www.info-altai.ru/news/astronomiya-ne-stanet-obyazatelnym-shkolnym-predme

      Удалить
    2. Эксперт: астрономия в школах нужна, но преподавать ее некому

      "Астрономия вот уже двадцать лет не является обязательной для изучения в школах наукой. О том, нужно ли исправлять это положение, в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ Анатолий Засов:

      "Безграмотность населения в вопросах астрономии просто чудовищна!", — говорит Засов. И метеорит, упавший в Челябинской области, это еще раз подчеркнул. Необходимость вернуть астрономию в школы, по его мнению, назрела уже давно.

      Модернизировать старые учебники не представляет большого труда, однако проблема с быстрым внедрением нового старого предмета все же есть: преподавать его некому. Вузовских кафедр, которые готовили преподавателей астрономии, больше нет. В тех школах, где этот предмет все же остался, все держится на отдельных энтузиастах, и заменить их после того, как они уйдут на пенсию, некому.

      Возникает вопрос, с какого класса преподавать астрономию. По словам Засова, наибольший интерес к внеземным явлениям дети проявляют в 11-12 лет. Но в этом возрасте они не знают физики и математики на нужном для серьезного изучения этой науки уровне. Возможно, стоило бы начинать изучение в этом возрасте, а затем, уже в старших классах, вводить более интенсивный курс обучения, тесно связанный с физикой". (25.02.2013, 14:21). https://plus.google.com/u/0/103263750784622441418/posts/LRmmvcV8Uag

      Удалить
  3. Ответы
    1. NEWS SAID Joker Peskin - Пескин Саид
      Спасибо за перепост в своем блоге http://news-said-joker-peskin.blogspot.ru/2013/08/blog-post_1183.html, но данная публикация - не просто информация, а аналитика в 3-х частях (продолжение см. - http://artefact-2007.blogspot.ru/2013/02/blog-post_7.html )

      Удалить