среда, 15 октября 2014 г.

Эпоха перемен: советы постороннего. Часть 9


   «Умные, что ли?»

    Из статьи Эльвиры Горюхиной «Уникальную школу «Интеллектуал» департамент образования Москвы уничтожает посредством слияния и поглощения»

    «Итак, как раз к началу учебного года школе «Интеллектуал» сократили финансирование до такой степени, что перспектива стать банкротом замаячила вовсю...

    И все-таки, все-таки…

    Хотелось понять, как возник замысел такой школы. Дело в том, что Евгений Маркелов, сдается мне, уловил очень существенную тенденцию личностного развития ребенка. Как учитель, проработавший не одно десятилетие в физико-математических классах (и ФМШ Академгородка тоже), я заметила, что нередко ученики этих классов испытывают потребность в углубленном изучении гуманитарных дисциплин. Оказывалось, что симбиоз естественно-научных и гуманитарных знаний приводит к некоему новому качеству и профильной подготовки. Это во-первых. А во-вторых, для ученика расширяется спектр возможностей профессионального определения. Выпускники таких классов становятся не только математиками и физиками, но и филологами, историками...

    …Когда ученых МГУ спросили о подготовке выпускников московского интерната (1967 г.), примечательное суждение высказал профессор А.Б. Шидловский. Он считал, что следует больше уделять внимания развитию общей культуры: «В последствии односторонность отрицательно скажется на успехах».
    Вот что понял Евгений Маркелов: общая культура - фундамент любой профильной подготовки.
    Концепция предоставления многопредметной ориентации, возможность в ходе учения опробовать свои способности в том наборе предметов, которые отвечают потребностям ученика, обеспечение права перехода на разные уровни углубленного изучения предметов потребовала разработки целой технологии организации детской жизни. Эта организация сбоев не дает. Вот что здесь важно. Треть преподавателей составляют научные сотрудники, которые обеспечивают связь учебного процесса с реальной сегодняшней жизнью науки. Историк Павел Евдокимов, хорошо знавший Евгения Маркелова, говорит, что Большой Женя, как иногда называли директора, профессиональный историк (защитил диссертацию о Герцене и Каткове как представителях русской публицистики крайних направлений). Он серьезно изучал образование прошлых веков.
    И - о чудо! - оптимальным вариантом ему представлялся Царскосельский лицей. Именно это выдающееся образовательное учреждение в свое время попало под особый прицел создателей Новосибирского Академгородка, замысливших первую физико-математическую школу в стране.
    О замысле Маркелова.
    — Здесь сходилось несколько векторов: работа с одаренными детьми, универсальное образование, режим интернатного типа, - вспоминает Павел Андреевич Евдокимов.
    Идея такой школы обсуждалась в свое время во властных структурах и, в частности, в руководстве Таймыра. Заместителем губернатора была Ольга Голодец. В 2000 году Маркелов ездил на Таймыр. Он понимал, что такая школа должна быть близка классическому образованию.
    В эти дни, когда над школой сгустились тучи, у многих возникает один и тот же вопрос: как бы себя вел в этой ситуации создатель школы?
    Абсолютно непонятно, почему «Интеллектуал», как и ряд других школ, бьется в одиночестве. Речь идет не только о профессиональном сообществе. Почему молчит научная общественность? Речь идет о той самой поросли, которая через несколько лет может занять место в научных лабораториях.
    …Когда в хрущевские времена готовилась реформа средней школы, в дискуссию о судьбе школы включились выдающиеся ученые. Начал дискуссию лауреат Нобелевской премии Н.Н. Семенов. Неоднократно выступали в центральных газетах А. Сахаров, Я. Зельдович, П. Капица, М. Лаврентьев, С. Соболев, А. Колмогоров, И. Кикоин и другие. Какие имена!
    «По-видимому, существовал, в хорошем смысле, «заговор академиков», определенно согласовавших свои действия», — так считает член-корреспондент РАО А. Абрамов.
    Есть любопытный документ, направленный в ЦК КПСС. Это ходатайство о безотлагательном создании специализированных физико-математических школ. Он подписан руководителями четырех отраслей промышленности: радиотехнической, радиоэлектронной, авиационной и оборонной. Министры считали, что требуется «высококачественная подготовка молодых специалистов высшей квалификации, из которых вырастут крупные ученые…».
    А сегодня что требуется?

http://dailygenius.com/wp-content/uploads/2014/08/IntellectualProperty.jpg
    Ученые не только вели речь о специализированных классах, но и о судьбе молодого поколения в целом. Предложенные проекты не потеряли своей актуальности. Чего стоит одна идея о Ломоносовских училищах! Результатом мощного выступления ученых стали физико-математические школы в Киеве, Новосибирске, Ленинграде и Москве. Полвека существуют эти школы. Один из самых грандиозных проектов в истории российского образования...

    ***


    А мы с учительницей литературы Ириной Лукьяновой который час пытаемся понять, какая стратегия государства проглядывается в бурной деятельности столичного департамента образования.

    Как и многие учителя «Интеллектуала», Ирина не спешит согласиться, что это поход против одаренных детей, мыслящих самостоятельно и независимо.
    Мы вспоминаем с ней образовательный бум шестидесятых и начала 90-х годов. Множество экспериментальных педагогических площадок. Авторские программы, дискуссии о содержании образования. Как сказал один знаток истории образования, «стоит ослабить натиск государства на школу, как пробуждается педагогическое творчество». 
    И все-таки я задаю все тот же вопрос: почему «Интеллектуал», как и другие школы, бьется за своих детей в одиночестве?
    — Остается ждать, когда критическая масса умных, образованных людей в обществе достигнет такого уровня, при котором происходящее с нами сегодня не будет иметь тенденции состояться, - говорит Ирина. 
    Ничего себе перспектива!»(«Новая газета» № 114, стр. 11-13. 10-10-2014, 03:05:00).  

    Дополнение: публикация в том же номере «Новой газеты»

    Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ. Цитаты

Борис Стругацкий
    «Волны гасят ветер»

    «Раз мы спрямляем чью-то историю, значит, и нашу историю могут попытаться спрямить


    Я был прогрессором всего три года, я нес добро, только добро, ничего, кроме добра, и, господи, как же они ненавидели меня, эти люди! И они были в своем праве. Потому что боги пришли, не спрашивая разрешения.


    Ветер богов поднимает бурю, но он же раздувает паруса.


    Во всей Вселенной только одно наше человечество занимается прогрессорством, потому что у нас история такая, потому что мы плачем о своем прошлом… Мы не можем его изменить и стремимся хотя бы помочь другим, раз уж не сумели в свое время помочь себе...» ("«Будущее - это тщательно обезвреженное настоящее». И другое, сказанное Стругацкими". «Новая газета» № 114, стр. 14-15. 09-10-2014, 18:13:00). 

    [Комментарий Ф. Дергачева:

    Что связывает две приведенные публикации? Обратите внимание на фразу Стругацких: «у нас история такая, потому что мы плачем о своем прошлом…» Легко понять, что в будущем (причем уже достаточно близком) очень часто придется «хвататься за голову» от нехватки талантливых ученых, способных найти нестандартные решения. Но если ликвидировать подобные «Интеллектуалу» школы для одаренных детей сегодня, то откуда возьмутся такие ученые завтра? 

    В настоящее время «продвинутые» бизнес-менеджеры ищут для своих фирм и организаций не финансистов с деньгами, не лоббистов со связями в «нужных» структурах, а креативных, талантливых «генераторов идей». Такие «самородки», пусть даже не имеющие денег и связей, пользуются огромным спросом в бизнесе. Обобщив это наблюдение на общество в целом, скажу, что приближается время, когда ни деньги, ни сила не будут иметь значения. Зато уважением станут пользоваться широко эрудированные интеллектуалы. К сожалению, к тому времени в Москве останутся только те из них, которые начинаются со строчной буквы. А чему удивляться - «Интеллектуал»-то (с прописной буквы) расформирован... 

    Поэтому каждый раз, услышав в обществе «плач» о нехватке креативных специалистов, буду давать эту ссылку, а заодно спрашивать: а где вы были, когда «Интеллектуал» и другие школы для «одаренных детей, мыслящих самостоятельно и независимо», выбиваясь из сил, в одиночку сражались не только за свое, но и за ваше будущее?]

    [Последние изменения внесены 21 октября 2014 года]

    «Эпоха перемен: советы постороннего». Часть 10. http://artefact-2007.blogspot.ru/2014/10/10.html .

4 комментария:

  1. «Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла». Лекция

    "Руководитель рекламного агентства Saatchi & Saatchi Кевин Робертс прочел в центре дизайна Artplay лекцию «Креативное лидерство». "Slon" публикует основные тезисы этой лекции.

    Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (VUCA – аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний мир – и он не собирается меняться. И это очень интересное время для креативных людей, потому что старые рабочие модели больше не функционируют. Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла.
    Мы перешли в эпоху идей. Мне кажется, что мы живем в энергичном, полном надежд и оптимизма, свободном и революционном мире. Pussy Riot, наверно, не согласятся со мной, но я считаю, что революция уже настала. В прошлом для того, чтобы что-то изменить, необходимы были деньги, связи, власть. Сегодня для этого нужен только компьютер, Youtube и Facebook. И, конечно же, хорошая идея. С этими инструментами можно изменить мир за 12 часов.

    Прогресс сейчас – дело рук безумцев, потому что у них есть идеи и смелость их осуществить, они не боятся неудач. Единственное, что нас останавливает, – это неуверенность в себе, в своих силах и недостаток воображения. России необходимо двигаться вперед, потому что она является важной частью мира.
    Для того, чтобы победить в VUCA-мире, не стоит фокусироваться на новом. Новое – уже старое. Сегодня важно не новое, а настоящее, актуальное. Мы хотим жить в эпохе актуального, потому что оно доставляет нам радость. Бизнесменам, маркетологам и всем креативным людям важно понять: все, что они делают, должно приносить людям радость именно сейчас, в настоящем.

    Мы перешли от экономики внимания к экономике участия. Все, что мы делаем, должно привлекать и вовлекать. Старые модели маркетинга и менеджмента односторонни, а сегодня люди хотят участвовать во всем сами – писать твиты, блоги, фотографировать, делиться мыслями и впечатлениями. От эпохи потока информации мы переходим к эпохе вдохновения. Маркетинг должен вдохновлять людей на действие.

    Теперь маркетингом руководят эмоции. Маркетинг – это не наука, это искусство. Рациональное мышление ведет к выводам. Креативное мышление ведет к действию. Забудьте обо всем, что вы знаете, избавьтесь от скепсиса и следуйте своим инстинктам. Когда вы сталкиваетесь с идеей, задайте себе три вопроса:

    Хочу ли я это увидеть еще раз?

    Хочу ли я поделиться этим?

    Хочу ли я это улучшить?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. (Окончание)

      "...В новом мире побеждают не властные лидеры, а креативные. Что нужно для того, чтобы стать креативным лидером?

      Иметь цель. У вас должна быть мечта, частью которой все бы хотели стать.

      Иметь много мелких идей. Не нужно терять время на поиски большой идеи, если у вас ее нет. Креативные лидеры выдвигают мелкие идеи – пусть потребители развивают их сами.

      Уметь менять ракурсы. Стив Джобс создал новый продукт из отсутствия привычных возможностей: он убрал в своих товарах все лишнее и завысил цену. Креативные лидеры умеют превращать проблемы в возможности.

      Удивлять очевидными вещами. Много лет Стив Джобс отказывался продавать товары Apple в розницу. Открыв магазин, он удивил очевидным. Теперь его магазин самый прибыльный во всем мире.

      Создавать неотразимое. Мы говорим о будущем за пределами брендов. Бренды легко заменяемы. Нужно создавать не то, что претендует на незаменимость, а неотразимое – то, перед чем люди не смогут устоять. Для того, чтоб этого достичь, вам надо подумать о следующих аспектах:

      а) Таинственность. Чем больше люди о чем-то знают, тем меньше у них интереса. Их притягивают истории, а не информация. Ваша работа должна быть похожа на работу сказочника. Именно сказочники в ближайшем будущем будут зарабатывать больше всех.

      b) Чувственность. Мы познаем мир через свои пять чувств одновременно. Большинство брендов обращаются только к двум. Найдите способ вовлечь все пять.

      c) Ощущение близости. При всей своей таинственности мы должны быть на одной волне со своими потребителями, и мы должны быть на равных. Мы больше не даем своим потребителям указания, а только помогаем и советуем.

      Вдохновлять других. Креативные лидеры создают общество, в котором обеспечены ответственность, обучение, признание и радость. Именно в таком обществе рождаются идеи.

      Выполнять задуманное. Вместо того чтобы месяцами планировать, обсуждать и вести переговоры, креативные лидеры нацелены на конкретные действия. В нашем агентстве нет годовых планов, мы составляем план только на сто дней и выполняем главное. Нужно научиться терпеть неудачи и быстро исправлять свои ошибки.

      И напоследок – три важных слова. Первое – энтузиазм: у нас всего одна жизнь и нужно прожить ее с энтузиазмом. Второе – ракурс: иной взгляд на жизнь порождает выдающиеся идеи. И третье – каждый: роль бизнеса в том, чтобы сделать мир лучше для каждого из нас". (22 Августа 2014, 15:15). http://slon.ru/calendar/event/821687/

      Удалить
  2. Смысл и содержание этой лекции - своеобразный гимн; во-первых, индивидуализму, насаждаемому в западных обществах уже десятки лет, и во-вторых - торговле, банкингу, менеджменту и маркетингу, которые автор считает альфой и омегой экономики. Рассуждения о креативности - это к тому же.
    А "роль бизнеса в том, чтобы сделать мир лучше для нас" - это слоган для получивших обучение в нынешней публичной западной школе; впрочем, и мы уже недалеко от них ушли, то есть пришли. Единственная цель бизнеса - получение прибыли. Любыми способами. Об этом ещё классики замечательно писали.
    Что касается статьи Эльвиры Горюхиной. "Интеллектуал" и другие подобные школы ликвидируют по одной причине: нынешней политэкономической системе, утвердившейся в стране, нужно не ОБРАЗОВАНИЕ детей, а только Обучение. Об этом писали и пишут неоднократно. С той же целью ведутся "реформы" общеобразовательной школы.
    Хотелось бы отметить ещё одно. Появление в советское время специализированных школ диктовалось потребностями экономики и науки. Но размещение их всего в нескольких крупных городах страны резко ограничивало социальную базу поиска способных детей. То же касается единичных спецшкол в городах в настоящее время - они сразу будут заполнены детьми денежных яродителей безотносительно способностям детей. А ведь Россия всегда успешно развивалась благодаря талантам из глубинки; сейчас о поисках их и речи нет.
    vpreunov

    ОтветитьУдалить
  3. "...Надо коснуться Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Это cлет победителей олимпиад, призеров и участников различных конкурсов. На этот раз их было 530 человек. Из городов-миллионников и деревень...

    У ченые, чей расцвет совпал с бурным развитием космических исследований, считают, что технологический прорыв в этой области определяется не столько космической гонкой сверхдержав, сколько присутствием в сознании людей космоса как предчувствия. «Явятся ли в нашей стране новые таланты с «предчувствием космоса в душе»?» - спрашивает доктор физико-математических наук Митрофанов (ИКИ РАН).

    Так вот: по количеству школьников, занятых в кластере «Космос», создается ощущение, что это поколение уже есть и скоро оставит школьные парты...

    Ушедший год был для меня удивителен встречами с одаренными детьми, одержимыми страстью проникнуть в тайны мироздания не любопытства ради, а чтобы сделать нашу жизнь пристойной. Будет молодое поколение иметь возможности проявить себя, притом что возобладала политика уравнивания, усреднения всего живущего? Усечение дарования - опасный путь для человека и для страны в целом..." ("Исследователь картофеля. Как я выполняла поручения школьника из Ярославля Артема Хапова". "Новая газета", № 44. 27.04.2015). http://www.novayagazeta.ru/comments/68270.html

    ОтветитьУдалить